29 октября 2012 года Вневедомственной охране МВД России исполняется 60 лет. В данном разделе мы расскажем Вам, что представляет собой эта служба в натоящее время, историю её развития и наиболее яркие и интересные моменты за время существования.

История

 

Вневедомственная охрана России 

Вневедомственная наружная сторожевая охрана была создана решением Совета Министров СССР 29 октября 1952 года....

 

Вневедомственная охрана Архангельской области

История зарождения, становления и развития Архангельской областной службы охраны при органах милиции неразрывно связана с историей российской милиции в целом и этой службы в частности. В нашей области управление наружной сторожевой вневедомственной охраны, так оно тогда называлось, образовано 1 января 1953 года. Первым начальником управления был назначен Смирнов Валентин Павлович. Полковник МГБ в отставке, сильный, волевой человек по натуре; он в течение трех лет с вновь образованным коллективом управления настойчиво проводил работу по выделению сторожевой службы в самостоятельную, финансово-независимую структуру при отделах и отделениях милиции. Все эти годы коллектив решал задачи по организации самостоятельных служб охраны в райцентрах и городах.

В 1959 году правительство страны принимает постановление "Об упорядочении охраны предприятий, организаций и учреждений". Вместо многочисленных видов охраны устанавливаются два: военизированная для охраны особо важных объектов и сторожевая для всех остальных объектов.

В 1960 г. утверждается Положение о вневедомственной сторожевой охране при органах милиции, а затем и типовые штаты, структура подразделений охраны. Всего за первые восемь лет существования охраны при органах милиции по вопросам ее организации правительством страны было принято шесть различных постановлений и распоряжений.

В 1965 году сторожевая охрана очередным Постановлением Правительства от 8 февраля переименовывается во вневедомственную при органах внутренних дел с образованием в ней милицейских строевых подразделений с целью усиления охраны, патрулирования в зонах охраняемых объектов и местах их наибольшего размещения, обеспечения общественного порядка. Постановление обязывало министерства и ведомства в течение 1965 - 1966 годов передать все свои объекты в городах, райцентрах и рабочий поселках под вневедомственную охрану при органах милиции и впредь их охрану осуществлять только вневе­домственной охраной. Было разрешено в необходимых случаях производить замену сторожей работниками милиции рядового и сержантского состава. Вскоре и в Архангельске появились ночные пешие милицейские патрули для охраны объектов, маршруты определялись исходя из количества охраняемых объектов, но не короче двух километров с ежечасовым обходом.

К 1970 году в области с подразделениями вневедомственной охраны вступили в договорные отношения более 2 тысяч предприятий и организаций, до трех тысяч возросла численность работников охраны, образовались первые милицейские подразделения. Получает развитие в г.г.  Архангельске, Северо­двинске и Котласе служба централи­зованной охраны, начинается внедрение технических средств охраны с выводом на пульты централизованного наблюдения. Подразделения охраны области приобрели к этому времени 9 автомобилей, 12 мотоциклов, 5 радиостанций. Под охрану взяты первые 12 квартир граждан в г. Архангельске, подразделение милиции охраны области насчитывало 50 человек.

В 1970 году Архангельский областной отдел вневедомственной охраны за положительные показатели по внедрению технических средств охраны и обеспечение сохранности материальных ценностей отмечается Министерством внутренних дел 3-им призовым местом в социалистическом соревновании среди аналогичных коллективов Российской федерации.

К началу 1971 года приказом МВД во вневедомственной охране создаются строевые подразделения ночной милиции для обеспечения надежности охраны и усиления борьбы с преступностью, в штаты вводятся впервые должности командиров взводов и дивизионов, заместителей по воспитательной работе. В Архангельске вместо сторожей вводятся группы задержания из 25 единиц рядового состава милиции. Для ночного патрулирования приобретается 13 мотоциклов. В области к этому времени насчитывается 16 отделений охраны при райотделах милиции.

На 1 января 1975 года общая численность сотрудников подразделений охраны увеличивается до 3,5 тысячи человек, в том числе до 258 работников милиции. Под охраной их находилось более 4,5 тысяч различных объектов.

Дальнейшее становление, значи­тельное развитие и особенно техническое перевооружение системы охраны были достигнуты к началу 80-х годов. Подразделения охраны получили в достаточной степени технические средства охраны, необходимое количество автомототранспорта, стали строить служебные здания, пункты централи­зованной охраны, гаражи, жилье для сотрудников. На 1 января 1989 года в области было 24 районных и городских подразделения охраны с численностью 5800 человек, в том числе около 1000 работников милиции. В службе охраны использовалось 90 единиц специали­зированного автотранспорта, более 300 радиостанций, 134 служебно-розыскные собаки, около 200 систем центра­лизованного наблюдения, 3 телевизионных промышленных установки. Этими силами и средствами надежно были перекрыты возможности покушений на охраняемые объекты. Кражи сокра­тились до 5 в год - это самый лучший показатель за всю историю существования службы охраны области в восьмидесятых годах. В то же время было предупреждено более 100 преступлений на охраняемых объектах, задержано более 400 пре­ступников, с участием различных работников охраны было раскрыто около 900 преступлений, предупреждено более 90 пожаров; выявлено почти 1,5 тысячи лиц, совершивших мелкие хищения, около 30 тысяч административных правонару­шителей. Такие результаты работы коллективов охраны получили высокую оценку в Министерстве внутренних дел. По итогам Всероссийского соревнования за 1986 год областная служба охраны при УВД отмечена Почетной грамотой МВД СССР за третье место, 15 работников охраны удостоены наград Министерства.

Начало девяностых годов для службы вневедомственной охраны Архангельской области характеризуется серьезными трудностями в финансовом подкреплении решаемых ныне задач по охране имущества и материальных ценностей собственников. С одной стороны, подразделениям охраны на местах предоставлена полная самостоятельность в установлении тарифов на услуги охраны и размеров оплаты за вложенный труд, в определении целесообразности форм и методов охраны, с другой - высокие цены на содержание вневедомственной охраны подтолкнули собственников на расторжение договоров и установление своей, более дешевой, охраны. В это время наступил период массового сокращения охраняемых объектов и борьбы коллективов и подразделений охраны в райцентрах и городах за выживаемость и само­обеспечение, жизнь потребовала творческого подхода к системе обес­печения охраны, поисков новых, более дешевых, но надежных форм охраны, упорядочения и совершенствования систем охраны.

Главной ценностью службы охраны в этих трудных условиях остаются работники охраны - профессионалы и специалисты своего дела, настоящие патриоты и энтузиасты. Это благодаря им техническая оснащенность охраняемых объектов достигла 94,6%, а особо важных объектов - до 99,9%, продолжалось внедрение новых систем охраны, приборов и оборудования, установление двух- трехрубежной охраны. Это благодаря им вместо сторожевой охраны все чаще устанавливается на важнейших объектах жизнеобеспечения городов более надежная милицейская ведомственная охрана, где посягательства на охраняемое имущество практически сведены к нулю. Это благодаря им коэффициент надежности нашей охраны составляет сейчас 0,922, а процент задержаний лиц, посягнувших на охраняемый объект, увеличился в этом году почти до 66. Это благодаря им обеспечивается надежная охрана доверенного нам имущества, сохраняется высокая профессиональная значимость нашей службы.

В канун празднования 40-летнего юбилея службы было получено сообщение, что в Правительстве Российской Федерации Постановлением № 589 от 14 августа 1992 года утверждено новое Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ. Положение принципиально отличается от документа образца 1966 года. Служба вневедомственной охраны признается одной из необходимых в системе милиции, она будет существовать как само­стоятельная, самофинансируемая, с теми же основными обязанностями обеспечения надежной охраны имущества собствен­ников на договорной основе. На службу охраны возлагаются задачи проведения единой политики в создании, освоении, тактике применения, внедрения и эксплуатации технических средств охраны и систем сигнализации, задачи разработки целевых государственных и региональных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей на ближайшую перспективу. Впервые предоставляется широкая возможность установления внешнеэкономического сотрудничества в деле разработки, внедрения и приобретения новых систем и технических средств охраны, изучения передовых направлений развития охраны в зарубежных странах. Правительственный документ практически объявил новый этап истории службы вневедомственной охраны.

В 90-х годах охрана переимено­вывалась много раз, так до 1991 года называлась: объединение "Охрана" при УВД Архангельской области, в 1993 году - отдел вневедомственной охраны при УВД, а с 1994 года - Управление вневедом­ственной охраны при УВД. В 2000 году приказом начальника ГУВО МВД России из штата вневедомственной охраны Архангельской области выведено Ненецкое отделение охраны.